Тридцатые годы XX века… Десятилетие регтайма, голливудского стиля и увлечения востоком ушло в прошлое. Великая депрессия, приход нацистов к власти – одежда становится скромнее, в моду входит спортивный стиль. Но с другой стороны, именно это время называют эпохой возвращения абсолютной женственности. Посмотрим на моду тридцатых?
Предлагаю заглянуть в прошлое и узнать, какой была мода 30-х годов, какую одежду, прически и аксессуары тогда носили женщины.
Общая характеристика моды 30-х годов XX века: великая депрессия
24 октября 1929 года, в так называемый «черный четверг», начался банковский кризис в Америке. Великая депрессия. Деньги обесценились, вырос уровень безработицы, и это не могло не отразиться на моде. Вместо роковой женщины двадцатых появилась женщина-мать, женщина-патриотка.
- Мода стала более практичной, сдержанной, демократичной. Одежда должна была быть практичной и удобной. Появились темные платья с белыми воротничками, напоминавшие «универсальные» платья времен войны, сильно удлинились юбки.
- Ткань была дорога, и поэтому старые платья удлиняли оборками и вставками. Простое платье легко превращалось в вечерний наряд посредством аксессуаров.
- Афишировать богатство стало почти неприлично. На место роскоши пришла спокойная элегантность, на место «ар деко» — лаконичность пуризма.
- Парижские дома моды лишились своих американских клиентов. Однако голливудские дивы все равно продолжали задавать тон. Второе модное направление – экзотические творения Эльзы Скьяпарелли, третье – спортивная одежда.
- Идеальная женщина стала высокой и стройной, с небольшой грудью. Это подчеркивалось рукавами-фонариками и отложными воротничками, тонкими, обтягивающими бедра юбками. Популярны были ткани в клетку и полоску, подчеркивающие крой по косой. Талия вернулась на свое естественное место. Был очень моден белый цвет.
- Еще одна примета моды того времени – широкие плечи в женской одежде. Считается, что появление этой моды связно с Колониальной выставкой 1931 года в Париже, во время которой кутюрье познакомились с традиционными костюмами Юго-Восточной Азии.
- На женскую одежду влияла мужская: Марлен Дитрих и Грета Гарбо носили брючные костюмы, хотя обычные женщины на это не решались (за исключением дома и спортивных занятий).
- Многократно возросла роль аксессуаров: далеко не все могли позволить себе новое платье, в отличие от шляпки или сумочки.
- Перчатки, обувь, головной убор, сумка – все должно было быть одного цвета (обычно черного, коричневого или белого).
- Особенно были популярны шляпки, меховые горжетки, банты на шее, сумки-конверты. Вошла в моду дешевая бижутерия и платья-трансформеры.
- Нарядные платья могли быть только длинными, с большим декольте. В связи с этим вошли также в моду всевозможные болеро и накидки.
- Крой по косой подчеркивал красоту фигуры, не обнажая ее. Эти платья казались второй кожей (для исполнения некоторых ролей платья Джин Харлоу просто приклеивали к телу) и требовали принципиально нового белья. В 1931 г. американская фирма Lastex предложила эластичное нижнее белье с латексом.
- На высокую моду также влиял спорт, ставший одним из немногих доступных развлечений. Очень модный в тридцатые белый цвет – цвет теннисной и яхтенной одежды. Сама спортивная одежда стала короче и удобнее, в 1932 году впервые появились шорты (женщины-спортсменки надели их еще на год позже).
- Актуален был трикотаж: свитера и джемпера.
- Летнюю обувь стало можно носить с белыми носками, то есть женщины могли больше не надевать чулки.
- В конце тридцатых годов некоторое влияние на моду начала оказывать война. Появились френчи и тренчкоты, кожаные жакеты с поясами.
Длинные локоны могли позволить себе далеко не все дамы, ведь в период великой депрессии почти всем им приходилось работать. Более актуальны были волосы средней длины. Но зато их укладывали в привлекательные прически с локонами и волнами. В моде были аккуратно уложенные пряди. Именно тогда появились гели для укладки волос, в том числе и создающие эффект влажных локонов.
Вдохновение для создания причесок женщины черпали, рассматривая фотографии голливудских див. Иконами стиля стали женщины, образы которых ассоциировались с решительностью, целеустремленностью, силой воли, такие, как Марлен Дидрих, Грета Гарбо.
Керамические подвески https://www.wildberries.ru/catalog/yuvelirnye-ukrasheniya/ukrasheniya-iz-keramiki/yuvelirnye-podveski» в интернет-магазине WildBerries!
Иконы стиля 30-х годов
Во время финансового кризиса кино стало одним из немногих доступных развлечений. Именно тогда Голливуд стал «фабрикой звезд», особенно с изобретением звукового (в начале тридцатых) и цветного (в конце тридцатых) кино.
Это привело к появлению новых кинозвезд и новых жанров (например, мюзиклов). Голливудские дивы стали новым идеалом, несмотря на всю искусственность их красоты.
Самая красивая женщина тридцатых – Грета Гарбо, которой подражали не только простые женщины, но даже другие кинозвезды. Она стала причиной появления множества «голливудских блондинок»: Марлен Дитрих, Джин Харлоу, Мэй Вест. Именно тогда появилась фраза «ничто так не красит женщину, как перекись водорода». Новая мода требовала красить и завивать волосы, а также обильно пользоваться косметикой.
Хотя макияж тридцатых выглядит намного более естественным, чем толстый слой грима двадцатых. Кстати, именно в конце тридцатых годов стало модно красить ногти и губы в один цвет.
Грета Гарбо ввела в моду более женственный вариант костюма а-ля гарсон – некий переход между мальчишеской модой двадцатых и подчеркнуто женственной модой конца тридцатых. Она носила одежду английского типа, спортивный брючный костюм, темные очки и кепку.
Марлен Дитрих ввела в моду совершенно мужские брюки, и даже изящный смокинг для дам.
Коко Шанель сумела справиться с требованиями времени – ее безумно дорогие вещи стали дешевле на целых тридцать процентов, появились модели из недорогих тканей (пике, муслина, органзы). В качестве повседневной одежды Шанель предлагала простые платья и костюмы из трикотажа, вечером предполагалось носить изысканные кружевные платья.
В 1931 г. Шанель заключила контракт на миллион долларов с голливудской кинокомпанией Metro Goldwyn Mayer, согласно которому целый год должна была создавать костюмы для кинозвезд – руководство студии рассчитывало, что зрители придут посмотреть не только на фильмы, но и на последнюю парижскую моду.
Однако продлевать этот контракт Шанель не захотела, сказав, что «самый большой враг американцев — это их плохой вкус».
Более успешно в Голливуде работала главная конкурентка Коко Шанель, Эльза Скьяпарелли, предпочитавшая элегантности экстравагантность.
Скьяпарелли была не только самым оригинальным кутюрье тридцатых, но и одним из самых авангардных дизайнеров XX века в целом.
Тогда на смену ар-деко пришел сюрреализм, и именно его идеи развивала Эльза Скьяпарелли.
Сумки в виде воздушных шаров, которые светились изнутри и играли мелодию, когда их открывали, шляпки в виде туфли из зеленого вельвета (автор этой идеи — Гала, жена Сальвадора Дали), пуговицы в виде пуль и кусочков сахара, шарфы с напечатанными газетными текстами…
Однако основой ее коллекций были классические модели: костюмы, платья, жакеты. Она предложила практичный ансамбль из шести предметов, который можно было носить, комбинируя по-разному.
Во второй половине тридцатых вместо белого цвета появилась «цветная мода» — привычные для Скьяпарелли ярко-розовый и другие яркие цвета. Модны были сочетания пурпурного и оливкового или черного и красного.
Конкуренция Эльзы Скьяпарелли и Габриэль Шанель развлекала высшее общество на протяжении всех тридцатых. Два модельера ненавидели друг друга, злословили, переманивали клиентов. Шанель даже попробовала выпустить несколько более экстравагантных моделей: например золотые платья из коллекции тридцать седьмого года, или «цыганские» платья с цветами и красно-сине-белыми, национальных цветов, оборками.
Более подробно о творческой биографии Коко Шанель я уже рассказывала.
Мода 30-х годов минувшего столетия будоражит умы дизайнеров и модниц по сей день. Нельзя сказать, что идеи, популярные в то время, ушли в прошлое. 1930-е годы остаются периодом в истории моды, в котором черпают и будут черпать вдохновение стилисты XX1 века.